Четверг, 28.03.2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Творения и высказывания святых Отцев Церкви » О воспитании детей в Православии

О супружестве и обязанностях супругов.

Как возникла первая семья

«Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24).

«Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» (Быт. 1, 28). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей».

Обязанности супругов

От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12).

Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу» (1 Пет. 2, 11). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». «Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Равным образом и словами заповеди — не пожелай жены искреннего твоего — «запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не  упоминая уже о той «мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3), — прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним».  «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

«Супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию и к семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную еру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным».

«Священное Писание о должностях мужа и жены говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22-23).

Идеал христианской жены

На тесную и неразрывную любовь супругов, повиновение жену мужу указывает образ создания первой жены и ее назначение. «Жена созидается из ребра человека для того:

а) дабы жена всегда была близка сердцу мужа,
б) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы частицею,
в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом», «и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга».

«Жена в Совете Божием называется помощником мужа (Быт. 2, 18), сим показывается ее назначение вспомощемствовать ему:

а) в рождении и воспитании детей,
б) во всех нуждах, относящихся ко временной жизни».

Жена называется «помощником подобным ему, то есть мужу, в ознаменование:

а) одинакового с ним естества, в противоположности с другими родами животных,
б) ближайшего ему служения (1 Кор. 11, 9),
в) всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития».

Древний, опытный, царственный мудрец изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. Вкуси, яко добро есть делати (Притч. 31, 18). «То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах. Не угасает светильник ее всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее не угасает светильник, который светит ее ночной работе или ее ночной молитве; наипаче же в душе ее не угасает светильник веры в ожидании грядущего в полунощи Жениха. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния (ст. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (ст. 26). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзаю уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их».

«Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование».

«Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви». А потому, «полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем», надобно «возвышать и освещать дела природы духом благодати.

Святитель Филарет, Митрополит Московский

Категория: О воспитании детей в Православии | Добавил: Yllianna (25.08.2009)
Просмотров: 711 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Для супругов, о семейной жизни [14]
О воспитании детей в Православии [6]
О молитве [0]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Сибирская Благозвонница - православное издательство
  • Сайт многодетной семьи Небусовых-Проплётиных
  • Православной умелице - вышивка крестом
  • Родовое дерево семьи Волковых
  • Страничка многодетной семьи Виноградовых
  • Наш любимый православный телеканал "Радость моя"!
  • Наш любимый православный телеканал "Союз"!
  • Многодетия - сайт православных многодетных семей Крыма
  • Общение православных родителей
  • Сайт храма свт. Василия Великого на горке, город Псков
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    4. Плохо
    5. Ужасно
    Всего ответов: 9
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0