Четверг, 28.03.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Православный взгляд на вопросы здоровья и лечения. » Здоровье ребёнка

Когда болеют дети.

Ребёнок заболел. Какое родительское сердце может быть спокойным? Начинаются лихорадочные поиски лекарств, визиты к врачам... Но многие ли из нас в эти минуты духовно сосредотачиваются, молятся о болящем ребёнке, причащают его святых Христовых Тайн, советуются со священником?

Предлагаемые беседы священника-врача Алексия Грачёва помогут современному читателю найти ответы на многие вопросы, связанные не только со здоровьем и болезнями детей, но и по-новому взглянуть на воспитание и развитие ребёнка в современном мире.

 

Беседа первая

Лечим с молитвой

Нам, чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое - болезнь, каковы её причины и что, собственно, болит?

Господь сотворил человека по образу Своему - то есть Святой Троицы, и человеческое естество - трёхсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

До грехопадения эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

Только в крещённом человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщённых начал.

Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объёмно.

Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение. Люди духовные рассуждают только так. А люди плотские уповают только на "скорую помощь", на шприц, на таблетки.

Для того, чтобы определить природу болезни, нужен взгляд духовный.

Особенно это важно, если болен ребёнок. Потому что это существо хрупкое, нежное, как только что распустившийся цветок. Если цветок не поливать, если за ним не ухаживать, не взращивать, то он гибнет, засыхает. Он может до поры до времени благополучно жить телесно, но в духовном плане - это уже как засушенное растение в гербарии, это уже как первая смерть.

Вообще можно сказать так: вся деятельности врача, а вместе с ним и родителей, которые лечат ребёнка, должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное.

Поэтому ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАБОЛЕВАЕТ, ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛИТВА.

Для этого внутренне должны собраться мать и отец, опять-таки помолившись. Оставить всякую суету.

Конечно, когда заболевает дитя, сердце родителей не может быть спокойным, начинается волнение, которое часто, к сожалению, переходит в суетливость. И вот оставить эту суетливость помогает молитва.

Тут можно поступить так. Если мама и папа чувствуют, что они находятся в состоянии паники, то нужно на мгновение остановиться. Просто встать и ничего не делать. Подойти к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои дела.

Потому, что эта суетливость не приносит ничего, кроме расстройства ребёнку, даже с точки зрения элементарной психофизиологии, которая, конечно, сюда не очень привязывается, но просто как эффект сопутствующего характера всегда себя проявляет, - спокойный ребёнок, действительно, всегда находится в состоянии такой-то сбалансированности, внутренней середины, в вот это внутреннее равновесие по-другому запускает все физиологические процессы. Они просто текут совершенно иначе, они достигают цели. Человек, который пляшет на месте, никогда не попадет из лука в десятку. Нужно остановиться - и потом выстрелить.

А если очень высокая температура или острое отравление, или ещё какая-то опасность, когда каждая секунда дорога?

Даже если внезапно подпрыгивает температура, то уж "Господи, помилуй" всегда можно сказать перед тем, как что-то предпринять. Или даже одновременно с лечением. Тем более в момент опасности это нужно! А ещё можно сделать так: пускай остальные дети становятся к иконе и молятся за болящего братика или сестричку, а мы ему будем всячески помогать.

Когда Господь с учениками плыл в лодке, уснул, началась буря, так что лодка покрывалась волнами, ученики в страхе и трепете разбудили Его, и первое, что Он сказал: "Что вы так боязливы, маловерные?" Как вы могли сомневаться в том, останетесь вы живы или нет, если Я с вами, в одной лодке? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (Мф. 8, 24-26). И вот это чувство должно быть: что Господь радом. Мы должны Его любить, мы должны быть всегда вместе с Ним.

Когда я учился на шестом курсе, в Москве была сильнейшая вспышка гриппа. Всех студентов снимали и посылали на помощь в поликлиники, и мы недели две без выходных, чуть ли не по двенадцать часов в день работали на этих вызовах. И вот я вспоминаю один случай, который у меня тогда был.

Я позвонил в очередную квартиру - вот так Господь сподобил очень вовремя прийти, - вдруг дверь распахивается, и меня встречает мама больного ребёнка, очень взволнованная, словно оторопевшая.

Когда я вошёл в комнату, я увидел ребёнка в тяжёлых судорогах. Они начались на высоте температуры.

Первое, что надо было в таком случае сделать, - это охладить организм. Мы сделали хорошую клизму с холодной водой, ввели лекарства и справились с недугом.

Но что удивительно. Незадолго до моего прихода, когда мама уже поняла, что ничего предпринять не может, что она не знает, как тут быть, ока бросилась к иконам, встала на колени и начала молиться. Иногда, действительно, бывают в жизни такие случаи, когда человек просто не знает, как ему поступить. А ситуация настолько экстремальная, что поступок нужен во что бы то ни стало. И вот в этот момент я как раз пришёл, и с Божьей помощью мы справились с этим тяжёлым состоянием.

Эта мама говорила, что однажды уже была подобная история, и мы с ней вычислили, что у ребёнка повышенная судорожная готовность в ответ на высокую температуру. Ей были даны соответствующие рекомендации: при повышении температуры удерживать её жаропонижающими препаратами на пороге возникновения судорог.

Вопрос температуры - важный вопрос, и об этом мм поговорим отдельно в одной из следующих наших бесед.

Беседа вторая

Духовная жизнь семьи

Серьёзная болезнь ребёнка, всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Она побуждает усилить вашу духовную жизнь.

Важно причастить ребёнка святых Христовых Тайн, дабы положить доброе основание в его лечение. И Церковь наша стоит на Крови Господней, и всякое доброе дело должно укрепляться от Тела и Крови Христовых.

Для этого можно пригласить батюшку прямо на дом. Священники часто бывают заняты, но ни один из них, конечно, не откажет приобщить больного ребёнка святых Тайн.

Был такой случай. Грудной младенец заболел лейкозом. Батюшка сказал матери: "Причащайте его каждый день". Она стала ходить в храм Божий и, по благословению батюшки, каждый день его причащала. И младенец вскоре выздоровел от этой страшной болезни. Заболевания крови - они вообще очень опасны. И вот, по милости Божией, происходят такие исцеления.

Очень хорошо подать в храме записку о здравии на литургию.

За всех, помянутых в записках, священник в алтаре вынимает из просфор частицы. После пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - это совершается таинственно, Духом Святым, во время Божественной литургии, - священник погружает эти частицы в святую Чашу и молится о всех поминаемых, да омоются их грехи Кровью Христовой. Святую просфору, из которой вынуты частицы, потом приносят домой и едят натощак, каждый день со святой водой.

Хорошо заказать молебен о здравии болящего младенца - скажем, святому имя которого он носит. Принести освящённую на молебне воду домой и поить ребёнка, причём как можно чаще.

Больному святую воду можно давать не только натощак, но весь день. Можно омывать ребёнка этой водой - голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме, - чтобы врачевать нас. Поэтому будем постоянно брать её из храма, пить, помазываться ею, окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи. И всё это хорошо принимать с молитвой, даба получать освящение и укрепление.

Можно заказать сорокоуст о здравии - тогда ребёнка будут в храме поминать сорок дней. Вся та церковная помощь, которая может быть ему оказана, пусть будет оказана.

Поближе к его кроватке можно поставить икону, - чтобы ребёнок, когда лежит и болеет, видел её. Хорошо бы затеплить лампаду. Когда родители входят в комнату, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием, особенно на ночь. Можно окружить ребёнка освящёнными предметами, положить рядом с ним крест, чтобы он почаще к нему прикладывался. Можно целовать нательный крестик, который, конечно, должен быть на ребёнке.

Хорошо, если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем. Даже если моем ребёнка, крест остаётся на нём.

Иногда у родителей бывают излишние опасения - мол, тесёмка может принести ребёнку вред, сделать удушье и т. и. Такого случая за всю историю Православия не было. Так что все беспокойства тут могут быть оставлены. Крест Христов есть наша главная защита. Крестным подвигом Спасателя побеждён дьявол. Побежден, но не уничтожен. Поэтому он посылает нам помыслы против креста. Все эти помыслы всегда исходят только от него.

Если уж на то пошло, ребёнок рефлекторно изменяет положение тела при любом неудобстве. И он всегда тесёмку, на которой висит крестик, поправит, даже во сне.

Как хорошо, если дитя умеет молиться!

Молитвенный навык особенно пригодится ему во время болезни. Он уже с детства поймёт, что болезнь - это не просто температура и головная боль, а нечто большее. Нечто такое, что ему посылается. Некое благо даже - в духовном смысле. Потому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. И от этого чувства дитя само успокаивается.

В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие.

Иногда родители не решаются читать детям "взрослое" Евангелие - читают "Детскую Библию". Уже лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. Не искусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком. И ещё - жития святых. Их подвиги и терпение укрепят нас.

Как важно для ребёнка войти в духовную жизнь! Всё меняется: даже высокая температура не причиняет ему особого беспокойства. Даже какие-то телесные неприятности переносятся иначе. Нет тех капризов, которые часто сопутствуют болезням, повышенной требовательности к родителям, постоянных "мам! пап!"- на которые родители бегут и около него вьются. Когда ребёнок заболеет, он уже знает, как вести себя во время болезни.

 

Беседа третья

У ребёнка высокая температура

В прошлых беседах мы говорили о том, что молитва и покой в доме оказывают даже чисто физически благоприятное воздействие на ход болезни.

Сегодня коснёмся температуры.

Ребёнок, особенно новорождённый, быстро перегревается и так же быстро теряет тепло. По сравнению со взрослым у него очень высок коэффициент отношения поверхности тела к его массе, и он моментально охлаждается. Поэтому температурный режим тут очень важен. Создать этот режим - значит обеспечить полноценный уход за ребёнком.

Надо следить за тем, чтобы младенец не терял тепло. С другой стороны, маленького часто перекутывают - как бы не простудился. Если у младенца немножко холодные нос или пятки, родители уже пугаются. Если всё тело тёплое, а холодные только нос и пятки или даже кончики пальцев, то это нужно считать нормой. Более того, желательно достигать именно этого состояния. То есть младенца с самых первых дней жизни нужно чуть-чуть закаливать. Мы часто создаём ребёнку парниковые условия и тем самым лишаем, его возможности приобрести те защитные реакции, которые понадобятся ему в жизни.

Если у ребёнка высокая температура, то этого не надо пугаться. Первое, что обычно делают родители в этом случае, - дают жаропонижающее средство, думая, что этим лечат ребёнка. Это не так. Высокая температура - не причина болезни и не само заболевание. Это защитная реакция, которая нужна организму для выздоровления. Это своего рода барометр, показывающий, что организм сопротивляется болезни, и все обменные процессы протекают в нём с высокой степенью интенсивности. Дети переносят температуру гораздо легче, чем мы. Взрослый лежит пластом, ребёнок же в подобном случае может бегать по комнате. Единственное, что нужно, - контролировать её высокие цифры. Для маленького ребёнка это в среднем где-то 39 град. Вот и постарайтесь удерживать её на самом высоком уровне, который ребёнок выносит без особых страданий.

Конечно, если температура очень высокая и состояние явно ухудшается, нужно постараться её погасить, иначе это может привести к возникновению патологических синдромов.

У маленьких детей центр терморегуляции ещё недостаточно устойчив. В возрасте, до года, реже в 3, в 5 лет, на высоте температуры может возникнуть судорожный синдром, который проявляет себя подёргиванием ручек, ножек, подбородка и сопровождается выраженным беспокойством младенца. Родители должны знать, как вести себя в этом случае.

Конечно, на первом месте, как мы уже говорили, - молитва.

Ребёнка нужно срочно охладить. Сначала можно прибегнуть к физическим методам охлаждения. Самое простое - это ребёнка раздеть. Можно протереть его холодной водой, можно - водкой или спиртом. Прямо себе на руку налить немного спирта и протереть ему тело.

Если судороги достаточно стойкие, то необходимо ввести в прямую кишку холодной воды. Ребёнку, предположим, первых месяцев жизни, тут достаточно 20-30 мл. Наконечник груши (клизмы) смажьте сначала маслом и вводите её очень аккуратно, чтобы не повредить слизистую прямой кишки.

Вводим этим же способом медикаменты: четверть таблетки анальгина, растворённого в 30 мл воды.

Почему именно так лучше всего вводить детям лекарства? Ребёнок маленький, кричащий часто не возьмёт то, что ему дают в рот, не проглотит, выплюнет. К тому же богатая сосудистая сеть ректального отдела кишечника впитывает лекарство мгновенно, оно тут же разносится кровотоком по организму и достигает цели. Однако вводить токсичные препараты ректальным способом не рекомендуется, так как артериальный кровоток сразу несёт их к жизненно важным органам, минуя печень - фильтр вредных для организма веществ.

Анальгин из лекарств тут лучше всего. Он обладает сразу двумя свойствами: и жаропонижающим, и обезболивающим.

Большие дозы жаропонижающих препаратов вводить не стоит.

Каждый организм имеет свою чувствительность к тем или иным препаратам. Одному ребёнку, чтобы понизить температуру, нужно лекарства поменьше, другому - побольше. В среднем младенцу 4-5 лет нужно треть таблетки анальгина, не больше - чтобы температурная кривая не пошла резко вниз, а держалась в оптимуме. Этот оптимум высокой температуры можно назвать даже благоприятным фактором протекания болезни. Так что ещё раз подчеркнём, что температура сама по себе не является чем-то действительно вредным. Именно на высоте температуры наиболее эффективно протекают те обменные процессы, которые нужны для выздоровления.

Часто высокая температура связана просто с нарушением питьевого режима. Грудной младенец не скажет: "Дай попить", он будет кричать. А иногда он и кричать не может, потому что ослабел. И мы часто упускаем из виду тот важный момент, что ребёнку нужно получить в день, в зависимости от температурной среды, от его веса и возраста, строго определённое количество жидкости. Симптомы обезвоживания организма такие: сухие слизистые, снижение диуреза (ребёнок мало мочится).

ЛЕКАРСТВО И ВООБЩЕ ВСЁ, ЧТО МЫ ДАЁМ РЕБЁНКУ, ХОРОШО ОСЕНИТЬ КРЕСТОМ.

Пусть каждый наш поступок будет освящён. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: "Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всём: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьём; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаём, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов".

 

Беседа четвёртая

Болезнь - посещение Божие

В прошлых беседах мы говорили о том, что в болезни на первом месте должны быть молитва и все духовные средства врачевания, которые преподаёт нам святая Церковь.

Благодать Божия соединяет людей, делает их родными, и эта близость особенно чувствуется между матерью и ребёнком. В родильном доме, где я работал врачом, мне не раз приходилось это наблюдать. Было много удивительных случаев, когда мать и дитя прямо-таки "вытаскивали" друг друга из очень тяжёлых состояний. Когда здоровье матери ухудшалось, младенец своим стремлением жить брал на себя гораздо больше, чем он мог понести физически. Даже тяжёлые дети, по милости Божией, в такие минуты старались вдвойне. Или, наоборот, матери, которые имели тяжёлых детей, вели себя как-то совершенно особенно. Казалось бы, это два существа, живущие уже отдельно друг от друга. Но ещё несколько дней назад физически это было одно существо. И вот, оказывается, пуповина рвётся, а незримая пуповина, духовная, остаётся.

Молодая мать сама это чувствует: она уже в этой жизни не одна. Уже есть тот, кто ей помогает, кто подаёт ей руку помощи - как бы ценою своего страдания. Видя беспомощность малыша, видя его желание быть вместе с матерью, ту надежду, которая всячески выказана его борьбой за жизнь и которой он призывает и на мать милость Божию, - видя это, Господь, конечно, посылает им Свою милость. Это упование младенца - как бы бессловесная молитва, но и она слышна Господу: "не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая...".

Был такой случай, когда мать отказалась от ребёнка, и он умер, хотя родился достаточно здоровым. А бывает, ребёнок родится больным, даже настолько, что, по клиническим признакам, болезнь уже заведомо безнадёжна. Но мать по своей надежде поднимает ребёнка со дна моря. Я-то, как их лечащий врач, знал, что тут происходило нечто помимо чистой медицины. И уже явно, что Господь послал ей этого ребёнка для того, чтобы они спасались рядом друг с другом. Один - терпением, страданием, своей как бы бессловесной молитвой, а та - Христа ради преодолением безнадёжности.

Св. Апостол Павел говорит, что если страждет один член тела, то страждут и другие. Если болит рука, то другая рука чувствует это. Семья - это единое тело.

Очень хорошо, когда в ней много детей. Они тогда чутко реагируют на болезнь одного из своих братьев или сестёр. Для них, как и для самого больного, это целая школа. Желательно, чтобы они принимали участие в его лечении: приносили, скажем, клюквенный сок, мыли за ним посуду - конечно, если это не инфекционное заболевание, при котором нужен карантин. Другим детям надо дать понять, что сейчас у нас особое время, чтобы это событие получало духовный отклик у всех, чтобы вся семья жила молитвенно и не было безразличия, когда один болеет, а в соседней комнате - шум, игра.

И хорошо, когда другие дети, пока брат или сестра болеет, берут на себя его обычную домашнюю работу. Как правило, это делается с удовольствием: сестра болеет, значит, мы сегодня сделаем больше - и за неё.

Другие дети тогда тоже начинают жить сочувствием, начинают говорить шёпотом, каждое утро подходят к больному братику или сестричке с вопросом: "Как ты себя чувствуешь?" Они уже ощущают себя ответственными за него. И, что самое главное, дети начинают молиться за брата или сестру. Вечером встают на молитву, читают вечернее правило, и вдобавок ещё читается молитва о здравии болящего. И он укрепляется, чувствует эту поддержку. Так и создаётся по-настоящему семья, как единое целое, как одна душа, как малая Церковь.

И тогда получается, что болезнь - это не просто неприятность, а духовная школа для всех. Посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает её и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть всё. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретают какую-то пользу. Родители - как попечители о духовном и телесном состоянии ребёнка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. Сам ребёнок с ранних лет учится подчинять телесные проявления - жизни духа, которая должна быть у человека на первом месте, старается молиться.

Ну, и после того, как ребёнок выздоровеет, надо, конечно, благодарить Господа. И дети в семье начнут понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь, и во всём этом - великая милость Божия.

 

Беседа пятая

За что страдают дети

Семья - это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между её членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.

В одной знакомой мне семье был такой случай. Девочка семи лет тяжело болела, высокая температура долго не отступала, врачи не могли поставить диагноз, и родители были на грани отчаяния. И их мама, бабушка девочки, передала слова одного священника: девочка, мол, потому болеет, что вы не исповедуетесь и не причащаетесь, и ваши грехи ложатся на ребёнка. Это глубоко тронуло отца и мать, они стали ходить в храм, принесли покаяние, стали причащаться и исправлять свою жизнь. Болезнь отступила. Она была тем попущением Божиим, через которое вся семья воцерковилась.

Люди иногда задаются вопросом: за что страдают дети? Ну ладно - мы, грешные... Это, кстати, один из главных вопросов у Достоевского. Вспомним "Братьев Карамазовых". С точки зрения человеческой справедливости этот вопрос неразрешим. Ответ на него даётся только в перспективе вечности, в судьбах Божиих. Фёдор Михайлович это понял только после смерти собственного сына, когда поехал за утешением в Оптину пустынь и беседовал со старцем Амвросием, а окончательно уразумел духовный смысл невинных страданий лишь перед собственной кончиной.

Сейчас мне часто приходится бывать в одном из московских детских домов для умственно отсталых детей. Многие из них не встают с постели, от многих, как от тяжело больных, отказались родители, здесь дети с тяжёлыми пороками развития, все они тяжко страдают, хотя многие из них, по блаженству своему, этого и не сознают. В этот дом вступаешь, как на адово дно, но именно здесь можно почувствовать сладость рая сердец, живущих с Богом. Здесь много детей, ходящих в церковь и любящих Господа.

Первое, что сделал Господь после Своей крестной смерти, - Он сошёл во ад. Первое, что должен сделать сораспявшийся Богу человек, - сойти вместе с Ним во ад своей собственной жизни и помыслов.

Кто приходит сюда, тот остаётся здесь навсегда.

Ребёнок и страдание. Как это осмыслить, как понести?

Побывав в детском доме, уходишь с ощущением, что, может быть, этот мир, который враг рода человеческого стремится превратить в сплошной "диснейленд" с жующими и улыбающимися до ушей, бессмысленно счастливыми роботами, этот падший порнографический мир ещё держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности. Болезни и "ненормальности" суть явления только земной жизни. Если Бог не сотворил смерти, но она вошла в мир через отступление от Него, через грех, то тем более Он не сотворил болезней.

Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет 12-ти из этого детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, её ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид её говорил о "неполноценности".

И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у неё появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть всё. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всём, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение. Когда я её видел, моё сердце сжималось от греховности и неправды мой собственной жизни.

Потом её перевели в другой детдом, и мы с ней некоторое время не виделись. Но однажды она приехала ко мне и сказала:

- Батюшка, вы за меня не беспокойтесь, я всё время с Богом. Он не покидает меня даже во сне...

Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу...

Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря им ещё имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого.

И вот - ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание детей?

Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48).

Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всём, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несёт на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. Он - чище любого ребёнка - страдал, и как!..

Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своём спасении. Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеспечить детям физическое существование, но прежде всего - духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу. Вот слово Спасителя: "Не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф. 19, 14).

Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом - наш самый главный грех, который ложится и на наших детей.

Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Мы с ними связаны невидимой нитью, в них - наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Но тогда бы они от нас и не родились. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но по этому же закону страданиями одних искупаются грехи других. "Ранами Его мы исцелехом", - говорим мы о Господе Иисусе Христе, открывшем нам дверь спасения.

 

Беседа шестая

Питание и здоровье детей

У нас, родителей, часто бывает одно стремление: дать ребёнку за столом как можно больше, и мы не успокоимся, пока не накормим его до отвала. Мол, чем больше ребёнок ест, тем он здоровее.

Между тем, в жизни бывает прямо наоборот.

Почему сейчас так много больных детей? Почему, например, такое количество заболеваний у детей желудочно-кишечного тракта? Потому что мы оставили традиционный уклад нашей жизни, в том числе и питания.

Наши предки были воспитаны в Православии, которое освящало всю их жизнь. И дети их были куда здоровее нынешних наших детей.

В последнее время в медицине довольно широко распространилась концепция болезней накопления. Эти болезни начинаются в детском возрасте. Часто, сами того не зная, мы перекармливаем наших детей. А многие заболевания возникают из-за неспособности детского организма справиться с тем количеством веществ, которые в него поступают.

Тело, данное человеку Богом, удивительно гармонично устроено. Оно отказывается от того, что ему не нужно, и испытывает потребность в том, чего ему не хватает. И когда мы пытаемся насильно питать детей как можно сытнее, это им не приносит пользы.


Категория: Здоровье ребёнка | Добавил: Даня (25.08.2009)
Просмотров: 4284 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
О гомеопатии [2]
Статьи, подтверждающие возможность лечения гомеопатией для православного человека.
Естественные роды, духовное акушерство и Православие. [3]
Естественный образ жизни наших детей начинается с естественных родов. Что это такое и как сочетается с нашей верой?
Здоровье ребёнка [1]
Статьи о здоровье детей.
Здоровье родителей. [0]
О здоровье и здоровом образе жизни для взрослых.
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Сибирская Благозвонница - православное издательство
  • Сайт многодетной семьи Небусовых-Проплётиных
  • Православной умелице - вышивка крестом
  • Родовое дерево семьи Волковых
  • Страничка многодетной семьи Виноградовых
  • Наш любимый православный телеканал "Радость моя"!
  • Наш любимый православный телеканал "Союз"!
  • Многодетия - сайт православных многодетных семей Крыма
  • Общение православных родителей
  • Сайт храма свт. Василия Великого на горке, город Псков
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    4. Плохо
    5. Ужасно
    Всего ответов: 9
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0