Главная » Статьи » Православный взгляд на вопросы здоровья и лечения. » Естественные роды, духовное акушерство и Православие. |
Полезна
ли будущим родителям книга игумена
Евмения?
Идею С.Грофа о том, что обстоятельства рождения человека определяют всю его дальнейшую жизнь, активно пропагандирует игумен Евмений (Перистый) в своей книге «Здравствуй, малыш!» (64). Из данной идеи игумен выводит умозаключение, что лучший выбор, который могут сделать будущие родители – это рожать дома. Его книга, популяризирующая домашние роды, постоянно появляется (в прошлом году вышло очередное издание) на прилавках православных магазинов, на ярмарках, в монастырях, и моментально расхватывается православными семьями. Импонируют им, по-видимому, в общем-то известные истины, что зачинать, рожать и воспитывать ребенка надо в нежности и любви. Один из читателей, будущий папа, делится в своем отзыве, какие необыкновенные чувства он испытал, когда жена сказала, что «видит», как ручки их ребенка тянутся внутри нее к нему (65). Эти примеры сентиментальности и ясновидения автор посчитал, надо думать, особо «назидательными», так как они вынесены им в предисловие книги. Обилие таких чувств, густым сиропом «изливаемых» на читателей, предрасполагает, видимо, их некритично усвоить и некоторые другие мысли автора и цитируемых им своих единомышленников. Мысли
же такие: родители, собирающие рожать в
роддоме, идут наименее беспокойным
путем, поступают «как все». В роддоме
обстановка для рождения –
неблагоприятна, так как ребенок
рождается под слепящими лампами, в
окружении безжалостных посторонних
людей в резиновых перчатках, под лязг
медицинских инструментов,
сопровождаемый сильным запахом
медицинских растворов и хлора. В
некоторых больницах во время родов у
беременной женщины ребенка удаляют как
некую опухоль (66). «Если здоровье
позволяет -
можно идти в роддом. Если же есть какие-то
проблемы, то идти туда опасно» (67).
Врачи, которые делают кесарево сечение,
ребенку представляются как «жуткие
монстры», которые хватают его и уносят
в ад, а сам он оказывается абсолютно
беспомощным перед силами зла (68). Весьма любопытны фантазии в стиле С.Грофа (в стиле его «художественного анализа» наркотических галлюцинаций пациентов), которые в книге «Здравствуй, малыш!» некий врач А.Вахмистров (пространно цитируемый о.Евмением) подает как установленный факт: «…во
время родов эмоции ребенка просто
перехлестывают через край, ведь он
переживает реальный опыт умирания (выделено
А.В.). Его вселенная, кроме которой он
ничего не знает, рушится прямо на него. А
поскольку эмоции ребенка абсолютны, не
ограничены сознанием, они достигают
чудовищной силы. Во время родов ребенок
испытывает ужасный страх смерти,
особенно в период раскрытия шейки матки,
до начала потуг. И мама чувствует этот
страх» (69). В своей книге о.Евмений внушает также, что и вынужденные врачебные вмешательства в ход родов (щипцы, кесарево сечение), и даже особенности естественных родов (запоздалых, при многоплодной беременности) программируют поведение человека на всю его дальнейшую жизнь: «Малыши,
рожденные в результате применения
кесарева сечения, не научаются в
процессе рождения делать
самостоятельные усилия для преодоления
препятствий на пути выхода в этот мир, и
поэтому не приобретают навыков борьбы
за выживание. … Повзрослев, такие люди
часто ищут способ уклониться и снять с
себя ответственность, когда ситуация
становится трудной…. Кроме того, у них
может существовать серьезная проблема с
осознанием границ собственного «я». …
Они винят мир и всех, кого только
возможно, в случае неудачи.
Ответственность – это то, чего они
стремятся избежать любой ценой, так что
в определенном смысле они оказываются
наиболее подвержены разочарованиям» (68). «Дети,
пережившие запоздалые роды, в своей
последующей жизни остро реагируют на
всевозможные отсрочки и задержки. Они
часто бывают нетерпеливы, не
воспринимают никаких доводов,
испытывают дискомфорт, если им
приходится ждать…» (68). Хочется
надеяться, что такие фаталистические
высказывания, напоминающие гороскоп или
гадания цыганки по руке, мало кто будет
воспринимать всерьез. Не увязываются
они никак с особым попечением о каждом
человеке Бога, неизреченного в Своей
милости и хотящего «всем спастись и в
разум Истины прийти». Не согласуются они
и с тем, что человеку даны заповеди и
свободная воля, чтобы он мог стремиться
эти заповеди выполнять. Отдельные
намеки на это, вкрапленные кое-где в
текст, подавляются эмоционально
сильными описаниями зла от «неправильного
рождения». Оказывается, «жизни,
здоровье и судьбы» трех поколений
человечества «искалечены
технологическим процессом родильных
домов» (70). Более того, эти же поколения
запечатлели «(на всю жизнь!) образ мира,
как злобного и неодолимого кошмара, а
образ матери – как предательницы» (71).
Такие мысли о своих родителях, могут,
видимо, запечатлеть и читатели книги «Здравствуй,
малыш!». Вражда
против всех
Домашние
акушерки и их единомышленники теми или
иными способами постоянно отгораживают
молодых родителей от влияния тех, кто
трезво оценивает ситуацию с подпольными
родами. Авторитет ближних расшатывают
на уже упоминавшемся тренинге «Генетический
транс», а также высказываниями о том, что
женщины, рожавшие в роддомах, не могут
чувствовать себя полноценными. Не
способны они, оказывается, и передать
своим дочерям собственный «перинатальный
опыт» (из-за отсутствия в нем
мистического компонента, по-видимому) (см.ниже
ссылку 96). Внушается также, что матери
родили своих детей «неправильно» и
создали психологической родовой
травмой разные жизненные проблемы. В
книге игумена Евмения на эту тему
приведено крайне агрессивное
высказывание А.В.Вахмистрова: «практика
показывает, что (увы!) нередко злейшими
врагами здоровья детей становятся их
бабушки, намертво вцепившиеся в то, чему
их научили в советских роддомах и
поликлиниках. Чтобы хотя бы нормально
кормить грудью (о домашних родах я и не
говорю), молодым мамам нередко
приходится преодолевать яростное
сопротивление собственных родителей» (72).
Возражения, скорее всего, возникают не
против кормления грудью, а против
превращения родов в процесс
естественного отбора, и против
заигрывания с темным духом на весьма
сомнительных сеансах психотренингов и
йоги. Так
же откровенно делают образ врага из
роддомов и врачей, а отношения с ними
внушаемым родителям предписывают
строить в форме войны. Поэтому в
семейных школах принято выражение «сдаваться
в роддом» (73). Проявляют
враждебность домашние акушерки и по
отношению к государству. Как пишет их
адепт, журналистка О.Ильина, «возникшую
… идею "сознательного
родительства" с полным правом можно
считать разновидностью диссидентства
– это тоже был протест, "подкоп
под систему"». Более того, развивает
она «мысль», все дети, появляющиеся на
свет в домашних условиях, становятся
автоматически «диссидентами по
рождению», а «чем больше в обществе
таких людей, тем вероятнее перемены»
(74). За таким
протестом просматриваются лишь
корпоративные интересы и ожидание
либеральных перемен, а какие-либо
созидательные идеи отсутствуют, и
поэтому его следует воспринимать лишь
как борьбу ради борьбы. Идейный
кодекс движения
Приведенные
примеры показывают, что подготовка к
родам в семейных школах (в том числе и в
школе «Драгоценность») сопровождается
внушением родителям следующих идей: ·
Ответственность
родителей заключается в том, что они
выбирают роды дома, без врачей. Роды -
это «интимный семейный праздник», «на
котором даже акушерка не должна
присутствовать, а только “он” и “она”». ·
Во
время домашних родов включаются
задавленные цивилизацией глубинные
инстинкты, и такие естественные роды
поэтому всегда заканчиваются
благополучно. ·
Беременная
должна доверять себе и верить в метод и в
то окружение, которое она выбрала. ·
Во
время беременности духовная работа
заключается в том, что родители
овладевают способностью общаться со
своим младенцем (путем медитации на
живот) и «видеть» его (ясновидение), а во
время родов -
голосом «создавать духовное
пространство», «разгонять злых
сущностей». ·
Духовный
и личностный рост беременной сводится к
избавлению от «травмы рождения» и
других травм, «заархивированных» в
бессознательном. Обеспечить такой рост
могут сеансы разных психотехник. ·
Обстоятельства
рождения человека определяют не только
всю его дальнейшую жизнь, но и жизнь
последующих поколений. ·
Человек,
рожденный дома, среди приятных ему людей
(с услаждением слуха музыкой, а обоняния -
ароматами), или на природе, в море, это –
здоровый, свободный человек, открытый
миру. При этом свобода понимается не по-христиански
– как свобода от рабства греху, а как
свобода делать что хочется, свобода от «системы». ·
Человек,
рожденный в роддоме, с помощью врачей,
программируется на депрессию,
зависимость, неуверенность в себе,
становится заложником «системы». ·
Кесарево
сечение – это катастрофа для
рождающегося человека, потеря смысла
жизни ·
Женщины,
которые рожают дома, это -
элита, в противоположность «стаду»
женщин, рожающих в роддомах. ·
Основная
цель жизни человека -
здоровье и комфорт. ·
Достичь
этой цели он может только своими силами,
но под руководством продвинутых
учителей (типа «духовных акушерок»). Совершенно
очевидно, что приведенные идеи являются
языческими и антихристианскими. А
превращение их в жизненные ориентиры
никак нельзя отнести к безобидным
увлечениям, так как в Библии написано,
что «проклят человек, который надеется
на человека и плоть делает своею опорою…»
(Иерем. 17,5). Зарубежное
движение: возврат к природе, шаманизм и
йога
Практика
домашних родов пришла к нам из-за рубежа,
где она развернулась в основном в 1970-80-е
годы. При трезвом разборе таких родов
обычно справедливо указывают на наличие
контрактов беременных с акушерками, в
отличие от наших «диких» подпольных
родов, и отмечают гораздо более высокий
уровень профессионализма и
оснащенности зарубежных акушерок.
Кстати, несмотря на это, в США дома
решаются рожать менее 1% американок (75).
Вместе с тем, стоит упомянуть и
неотъемлемую духовную составляющую
альтернативного акушерства. Движение
за домашние роды в США мотивировалось не
только стремлением избежать лишних
медицинских вмешательств, но и в
значительной степени – так называемым «холистическим
мировоззрением». Начиналось движение
людьми, которые противопоставляли себя
обществу, жили «на земле», потребляли
натуральные продукты, провозглашали
единение с природой как основу
здорового образа жизни, в поступках
руководствовались в основном интуицией,
а в лечении прибегали к альтернативной
медицине: древним целительским
практикам Индии и Китая. На следующем
этапе женщины, которые рожали дома,
стали концентрировать внимание на своих
необыкновенных ощущениях. Такая
экзальтация в сочетании эзотерическими
техниками является очень характерной
чертой альтернативного акушерства (75). На примерах самых известных «звезд» этого движения можно рассмотреть, какую «духовность» оно привносит. Одна из главных его вдохновительниц, Сьюзен Армс, проводит в жизнь идею «сознательного родительства» и холистические, экологичные подходы к здоровью. Она основала Институт холистического деторождения в Сан-Франциско, создала фильмы, написала 7 книг, в том числе «Йога для беременных», выступает на международных конференциях, стала одним из основателей первого ресурсного центра для беременности, родов и нового родительства (The Birth Place), и первого независимого родильного центра в США. Центр The Birth Place известен как первое учреждение, обучающее домашних акушерок (доул). Сьюзен была основателем и активным членом правления международной организации Planetree, работающей над тем, чтобы преобразовать больницы и клиники в центры «истинного целительства». Про нее говорят, что «она сплела ковер знаний из древней мудрости самых разных народов с современными научными теориями, экологией, феминизмом и духовностью» (76). Сьюзен Армс учит акушеров, что якобы «опыт матери и ее чувства записываются непосредственно в мысли и биохимию младенца, что программирует развитие его мозга и нервной системы». На современном этапе движения за естественные роды Сьюзен собирается насаждать в Америке подготовку родителей к зачатию по образцу древних племенных культур, согласно которому они якобы смогут формировать особое сознание у еще незачатого (! – авт.) ребенка путем специальной «настройки» своей психики (76). Ф.Лебойе, стоявший у истоков движения за домашнее акушерство, книга которого «За рождение без насилия» является одной из самых пропагандируемых и за рубежом и у нас, изучал в Индии йогу и там же почерпнул свои весьма специфические представления о сознании рождающегося ребенка (75). Уже упоминавшаяся Айна Мэй Гаскин является основателем и директором Центра акушерства (Farm Midwifery Center) в Саммерстауне; долгие годы она читала лекции по всему миру на акушерских конференциях и медицинских школах для студентов и врачей и возглавляла самую крупную организацию акушеров Америки (Ассоциацию акушерок Северной Америки; Midwives' Alliance of North America) (77). Ее книга "Духовное акушерство", наполненная дзеновской, йоговской и экстрасенсорной духовностью (см. выше) вперемешку с акушерскими советами, рекламируется практически во всех наших родительских школах, а в Америке является бестселлером и расценивается как «библия» для практикующих акушерок (41, 78). В Австралии и Новой Зеландии известной «духовной акушеркой» является Шавам Рачана. Считается, что ее работа «способствовала улучшению качества жизни многих матерей, их детей и семей». У одной из женщин после лекции Рачаны о «духовном лотосовом рождении», возник «спонтанный дыхательный процесс» и она вошла в состояние транса. Свои яркие ощущения она затем описала в очень характерной книге «Плацента и родовая травма», которую перевели на русский язык. Будущие родители у нас теперь смогут узнать, как автор книги, Неми Неф, под действием «дыхательной психотехники» то нагнетала на себя панический страх, то выискивала у себя в душе симптомы «травмы рождения», то «вселялась в себя» во время своего появления на свет, то – в плаценту (которую слишком рано, не по «по-лотосовому» перерезали): «Я
обратила внимание на то, что вернувшееся
чувство страха исходит от меньшей части
и решила остаться в ней, чтобы полностью
исследовать его. Я обнаружила, что моя
плацента очень испугана. Это чувство
страха отличалось от того, что я
испытывала в собственном теле. Это
трудно описать. Как будто плацента
была отдельным существом, обладающим
своим собственным интеллектом (недаром
раньше я принимала ее за близнеца), и
имеющим свои собственные чувства,
отдельные от чувств ребёнка. У неё тоже
была своя собственная травма от разлуки
со мной…Теперь я вспомнила те моменты
выступления Рачаны, где говорилось о
функциях плаценты после того, как
пуповина полностью высыхает через
несколько дней после рождения,… о том,
что эфирное тело ребёнка всё ещё
включает в себя плаценту — гораздо
дольше, чем поддерживается физическая
связь между ребёнком и плацентой, и что
эфирное единство также нарушается при
перерезании пуповины до её
естественного отсоединения от пупка…» (79).
После ознакомления с такими экскурсами как-то невольно задумываешься, что будет с психикой наших молодых родителей после «проигрывания» ими на сеансах психотренингов «травмы своего рождения»? Как они будут воспитывать своих детей? Известным и почитаемым всем миром «духовным» учителем, целителем и автором за рубежом считается Крис Гриском, первая женщина, которая родила своего ребенка в океане, и подробно описала это в книге «Рожденный океаном. Рождение как духовная инициация». Эта книга рекламируется также и на сайтах многих наших семейных школ вместе с чем-то «поучительным» из жизни или книг Крис, типа следующих двух фрагментов: «Ребенок (сын Крис - авт.) с самого начала задерживал в воде дыхание, спал и ел в океане. Развивался он очень быстро, в 2 месяца сделал свои первые шаги, а в возрасте нескольких лет демонстрировал ярко выраженные телепатические способности» (80), «Мягкая, ласкающая вода - удивительный энергопроводящий элемент для создания могучего духовного единства … в процессе родов между матерью и дитем». Для расширения фронта своей оккультной деятельности Гриском основала в Нью-Мехико Институт света, в котором изучает «научно» реинкарнацию, принимает посетителей из разных стран и ждет новой эры возможностей человечества (81). На
наших двух родительских сайтах (в одном
случае -
под заголовком «Спаси и сохрани!»; 82)
после не очень убедительных слов о вреде
абортов помещена написанная К.Гриском «Медитация
на отпускание нерожденных детей». Все
проблемы согласно такому методу
решаются элементарно -
10 минут посидеть, попромывать себя
мысленно, представить себя и погибшего
ребенка прекрасными, а все -
таким радужным, и цель якобы достигнута. Сток
из канав международной велнес-индустрии
Домашние акушерки своими разговорами о «наших бабках, которые в поле рожали», об искусстве повитух на Руси и т. д. обычно отвлекают внимание от того факта, что родительские центры продолжают не отечественные традиции, а зарубежное аналогичное движение. Совпадает все – как содержание: роды дома (в основном - в воде) под руководством «духовно» продвинутой акушерки, поклонение природе, йога и неошаманские психотренинги, так и используемые понятия. Так, естественное рождение, сознательное родительство, ответственное родительство, мягкое рождение и другие понятия представляют собой точный перевод англоязычных словосочетаний (natural birth, conscious parenthood, responsible parenthood, gentle birth et al.). Пропагандируемая «естественность родов» с принципиальным отказом от помощи врачей, применения лекарств и обезболивания, имеющим налет фанатизма, в сочетании с акцентом на музыке и ароматах, практически полностью совпадают с антуражем «ведических» родов (83). На сайте родительского центра «Наш аист» в рубрике «Наши учителя» приведены сведения об эзотерических личностях, насаждавших "духовное акушерство" у нас в России (16). Так, «Марина Дадашева Кемпбелл Дроун, … Духовная акушерка интернационального творчества», добивается, чтобы идея водного рождения и беби-йоги «стала созвучной Даосским практикам целительной Любви. В Вермонте Марина преподает Даосскую йогу и Хатха йогу. Ею разработана новая, универсальная Водная йога, с элементами Тай Чи и Цигун». Ее семья сейчас «завершает строительство … Центра духовных практик рождения и возрождения в горном Таиланде…». Чарковский И.Б., президент Международной Ассоциации Аквакультуры (ВАТЕР), изучает «сознание детей, рожденных в воде в присутствии дельфинов (в качестве акушеров)». Его искания «на втором международном симпозиуме «Границы человеческих возможностей» (Париж, 1990) были признаны поворотным путем эволюции, поворотом к спасению цивилизации». Володкевич И.М. является членом Международного Регистра Целителей, членом Международной Ассоциации Свободного Дыхания, специализировался у С.Грофа, сертифицирован по системе Vivation, а также на I и II ступень рейки. Следует отметить, что за рубежом альтернативная медицина (включая домашние роды), основанная на холистической философии, вошла в альянс с так называемой велнес-индустрией. Эта индустрия обслуживает приверженцев нового стиля жизни - жизни в стиле велнес (wellness – производное от слов fitness и wellbeing), появившегося стараниями маркетологов и бизнес-стратегов в 50-60-е годы 20 века в США. По словам адептов этого стиля, «Велнес - это особая атмосфера удовольствия и комфорта, наполняющая жизнь энергией и оптимизмом», - поддержание «хорошей физической и духовной формы с удовольствием и без насилия над собой», «духовные практики Востока и современные методики оздоровления, лидирующие марки косметологических продуктов» и «товары, … содержащие максимум природно-натуральных компонентов». Прогнозируют, что только в США (не говоря обо всем мире) велнес-индустрия с помощью сетевого маркетинга достигнет оборота в 1 триллион долларов уже к 2010 году (86, 87). Велнес-центры открываются теперь и у нас в России. При этом сходное мировоззрение у любителей велнеса и домашних родов создает новый круг клиентуры для велнес-индустрии (88, 89). Пользуясь средствами ароматерапии, покупая велнес-наборы из натуральных компонентов, растительные препараты и многие другие велнес-товары, наши семьи способствуют стремительному расширению рынка велнес и неотделимой от него духовной всеядности. Вполне резонно поинтересоваться, что это за явление, когда с Запада к нам приходит восточная «духовность», и к чему это может привести? Диакон Андрей Кураев объясняет широкое увлечение «восточной мудростью» на Западе существованием там очагов неприятия христианства, которые переняли некоторые, созвучные их собственному язычеству идеи восточной философии. Далее последовало распространение влияния таких антихристианских каббалистических кружков на христианскую среду с помощью идей восточного эзотеризма (90). «Стратеги»
из родительских центров (центр «Рождество»),
считают, что оккультизм -
это лишь «болезнь роста» пап и мам,
способ заинтересоваться своим ребенком
и стать духовно ему ближе, и такая «болезнь»
якобы пройдет сама собой.
Противопоставляют же оккультизму некие
исторические русские семейные традиции,
но без Бога, то есть, видимо, языческие
(91). «Стратегия» родительской культуры
получается такая: язычеством победим
оккультизм! Новый
интернационал: за домашние роды и йогу
во всем мире!
Избыток
чувств молодых пап и мам, «раскручиваемых»
йогой и психотренингами в
родительских школах, не мог не найти
себе выхода и выплеснулся теперь в виде
партийного лозунга: «Домашние роженики (так
в оригинале! - авт.) всех стран
объединяйтесь!» (92).
Директора же с инструкторами семейных школ предпринимают и вполне конкретные шаги для расширения масштабов своего влияния. Недавно они объединились в Общественную организацию «Рождение» (председатель - Ломоносова Е.), распространяющую идеи якобы «естественных родов и сознательного родительства» (93). Эта организация отстаивает права женщин делать, что хочется, и рожать, где хочется, аргументируя это, в частности, тем, что практика домашних акушерок не хуже разрешенных абортов (94). Такой правовой пафос подтверждает, что движение в нашей стране переняло из-за рубежа также и феминистскую направленность. Согласно отстаиваемой западными домашними акушерками холистической идее, беременная женщина и ее нерожденный ребенок представляют собой «неразделимое и взаимозависимое целое» (95). Однако думается, что общество вправе защищать нерожденного младенца не только от аборта, но и от экспериментов во время родов вне стационара. В таких условиях ребенок может погибнуть из-за неоказания помощи при внезапных осложнениях, может сделать первый вдох под водой (роды в воде), подвергается перекручиванию на пределе возможностей (бэби-йога) и окатыванию ледяной водой. Ради языческого поклонения «Природе» и удовольствия роженицы роды у нас теперь превращают в экстремальный вид спорта (роды в море, в дикой местности, где поблизости нет ни населенного пункта, ни больницы), а бедного новорожденного – в «образец живучести»! Вместе с тем, прикрывая такие подробности названием «естественные роды», домашние акушерки и сочувствующие им лица написали «Открытое письмо Президенту РФ», в котором содержатся весьма своеобразные идеи. Так, в качестве главной причины демографического кризиса и целого ряда социальных проблем России (наркомании, подростковой преступности, самоубийств и разводов) авторы письма называют массовое строительство роддомов. Выходом из такого положения они считают массовое строительство общероссийской сети Семейных центров естественного рождения (96). Для оценки перспектив развертывания такой сети обратимся к Программе организации «Рождение». После дежурных фраз о приоритетных ценностях семьи и многодетности, о возрождении духовного и физического здоровья нации и т.д. обозначена главная цель Программы - создание в обществе перинатальной культуры (97). Понятие перинатальная культура идентично понятиям перинатальная психология и перинатальная валеопсихология, опирается на мифологические представления о душе ребенка, на древние ритуалы и поверья, на трансперсональную психологию Грофа и дианетику Хаббарда. Такая «культура» имеет своей практической целью получить поколение людей с лучшими качествами (98). Во многом определяют сегодняшнее развитие осознанного родительства и перинатальной культуры идеи И.Б.Чарковского, который проводил исследования по выявлению границ человеческих возможностей на примере новорожденных, рождаемых в воде. Он считал, что у младенцев после первичного контакта с водой (а в идеале - и с дельфинами) в дальнейшем развитии достигается, на его взгляд, самое главное,– открываются сверхспособности, в том числе и телепатические (16, 99). Так что организация «Рождение» продвигает не то, что декларирует, а нечто совсем иное: во-первых, идею неестественных родов - родов в воде, которые носят характер эксперимента и имеют подразумеваемый смысл некоей инициации, а во-вторых, совершенно нетрадиционную, чуждую нашему православному народу духовность: язычество, йогу, экстрасенсорику и т.д. Под сладкую дудочку разговоров об ответственности, сознательности и здоровье молодых родителей отводят от Бога как источника жизни, и приводят к идолам - своему «Я», природе и «высосанным из пальца» перинатальным матрицам с их садомазохизмом, отвратительным поклонением богине смерти и тому подобной психопатией (32). «Боевой состав» организации «Рождение» вполне соответствует поставленным целям. Это –родительские школы, открыто называющие своими друзьями секты (Звенящие кедры России, Центр Ведической Культуры, и др.), опирающиеся на псевдонауку, в том числе и оккультную (Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии, Вальдорфская педагогика), и увлекающиеся йогой, тантрой, энергетикой, экстрасенсорикой, шаманизмом и гороскопами (100). Характерно, что Письмо президенту с большой готовностью поддержала секта В.Мегре (анастасийцы; 101). Развертывание
по стране Семейных центров
естественного рождения активисты
родительских школ теперь собираются
проталкивать через государственные
органы для оформления в качестве
общефедерального проекта. Однако для
того, чтобы было ясно, какие идеи такие
центры будут насаждать, не честнее ли
было бы их назвать Семейными центрами
валеологии? Заключение
Отрицательные последствия деятельности родительских частных школ | |
Категория: Естественные роды, духовное акушерство и Православие. | Добавил: Юлианна (15.08.2009) | |
Просмотров: 1986 | Рейтинг: 3.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
Категории раздела | ||||
|
Поиск |
Наш опрос |
Оцените мой сайт
1. Отлично 2. Хорошо 3. Неплохо 4. Плохо 5. Ужасно Всего ответов: 9
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |