Какого
духа "духовное акушерство"?
«Не
знаете, какого вы духа»
Евангелие (Лк. 9, 55)
Родительские
школы
Ожидание ребенка является особым
периодом в жизни семьи, когда супруги
могут стать более серьезными,
ответственными, по-новому осмыслить
себя в браке, проявить жертвенную любовь,
начать молиться Богу, если раньше не
молились. У них появляется естественное
желание лучше подготовиться к появлению
ребенка, и навстречу им идут
многочисленные родительские частные
школы. Привлекательно заниматься в
школе подготовки со своим, родным
православным уклоном. Все-таки
спокойнее – если сами еще не научились
молиться, то опытные акушерки не только
научат специальной гимнастике, но еще и
помолятся за тебя. Такие школы как «Рождество»,
«Наш аист» и “Vis
Vitalis”
намекают на свою причастность
православию. Школа же «Драгоценность»
открыто позиционирует себя
православной. Так, на сайте школы
сообщается, что большинство сотрудников
-
православные, и у школы есть духовник (1).
Директор школы, Юлия Постнова, выступает
с докладами на Рождественских чтениях.
Вместе
с тем, даже в первом приближении не все
оказывается так просто. Организаторы
таких школ часто называют себя «духовными
акушерами(рками)», что, по-видимому,
воспринимается беременными женщинами
как признак принадлежности их
Православной Церкви. На самом же деле
православный человек никогда не
называет себя «духовным», и скорее так
себя именуют люди, находящиеся в
состоянии «прелести» или откровенно
вступающие в общение с духами тьмы.
Другие названия, которые «духовные
акушерки» применяют по отношению к себе,
-
это «помощница в родах» (совпадение
этого словосочетания с названием
известной иконы, видимо, должно
указывать, что они, якобы, замещают саму
Божию Матерь?!) и «перинатальный
валеолог». Здесь следует сразу
напомнить, что валеология представляет
собой антихристианскую, оккультную и
противоречащую традиционным
нравственным ценностям псевдонауку (2).
На эзотеричность «духовного акушерства»
указывает и статья, опубликованная в
газете «Церковный вестник» (3).
Учитывая
все это, стоит разобраться, чему учат
такие семейные школы будущих пап и мам, и
на каких ценностных ориентирах построен
процесс обучения. Тем
более, что родители после рождения
младенца, теперь уже вместе с ним,
продолжают надолго оставаться под
влиянием этих школ, будучи вовлеченными
в множество мероприятий, кружков,
лагерей, продаж, консультаций и т.д.
Сотрудники школы «Драгоценность» (не
путать с даосской «Школой Духовной
Драгоценности»!)
пишут про свою школу так (4):
«Сейчас школа -
это не только множество обучающих
программ для родителей, детей и будущих
родителей, но и настоящий семейный клуб,
насчитывающий более 600 действительных
членов из Москвы, ближнего и дальнего
Подмосковья». В обобщающей статье о
системе «пренатального воспитания» (другое
название родительских школ) отмечается,
что у многих родителей
возникает «ревностная
приверженность» этой системе, а из
числа «выпускников» рекрутируются
новые наставники – "духовные
акушерки",
то есть «братства» воспроизводят сами
себя (5).
«Стать
инструктором пренатальной подготовки»,-
как поясняют в статье (здесь
и далее курсивом выделены цитаты),-
«означает прежде всего создать свою
собственную концепцию внутриутробного
воспитания человека. Во всех центрах
приблизительно одинаковое содержание.
Курс включает в себя темы, связанные с
перинатальным опытом самой беременной,
при этом используются мягкие техники
изучения собственного перинатального
опыта; целый комплекс физических
упражнений на основе йоги, мантры и
медитации с
целью представить себе своего ребенка,
почувствовать его присутствие; будущие
мамы под руководством пренатального
инструктора что-нибудь делают для
будущего ребенка, например, вышивают "обережную"
сорочку» (5).
«Ответственное»
родительство
Следует
отметить, что значительная часть
семейных школ открыто не пропагандирует
роды на дому и в воду, но на деле с
помощью отработанных приемов приводит
родителей, исходно намеревавшихся
рожать в роддоме, именно к такому
решению. Для этого слушателям школ дают
неадекватную и устаревшую информацию о
роддомах, показывают видеоролики о
каких-то случаях и даже фантастические
картинки, на которых медикаментозные
вмешательства изображены аллегорически
в виде страшных чудовищ, собирающихся
разорвать находящегося в материнской
утробе младенца на части (6). Далее,
родителям внушают, что осложнения родов
происходят только в роддомах, а в
домашних условиях роды
оказываются семейным интимным
праздником, и
исход их – всегда благополучный.
При
этом не говорят о
непредвиденных ситуациях, когда
возможность неотложной помощи
исчисляется минутами, и женщину с
младенцем в тяжелом состоянии могут
просто не успеть довезти до стационара.
Очень
показательно провести сравнение, в
каких случаях применяется
словосочетание «ответственное
родительство». Оказывается в следующих:
по отношению к родителям, которые рожают
дома сами, без помощи врачей, по
отношению к родителям, применяющим
контрацептивы, к семьям, в которых
женщины решают из разных соображений
сделать аборт, к супругам, добровольно
решающим провести себе стерилизацию
(7, 8). Есть и еще один вариант. В
практике подпольных родов известны
случаи внезапно развившихся тяжелых
осложнений, когда акушерка просто
исчезает с «театра действий», и тогда «ответственность
родителей» может принять уголовный
оттенок.
Альтернативное
акушерство как раз и оценивается всеми
по-разному из-за своей крайней
противоречивости: на его «фасаде» -
комплименты, обращенные к беременной,
свечи на зеркале, музыка и ароматы, «плацента
в хрустальной вазе» (9). За «фасадом» же,
по словам Ольги Шараповой (директора
департамента медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства
Минздравсоцразвития) -
«тайна, покрытая мраком, из которого
время от времени появляются машины
скорой помощи с роженицами, истекающими
кровью, и младенцами с асфиксией» (10).
В чем секрет авторитета
домашних акушерок?
Несмотря
ни на что, имеются свидетельства
безграничного доверия родителей
акушеркам, причем даже тем из них, у кого
были случаи гибели младенцев по их вине (в
частности, 11).
Бывает, что «православная» мама
чересчур не сокрушается, что ее малыш
погиб из-за неоказания помощи в домашних
условиях: мол, это был Божий ребенок,
теперь будет за нас молитвенником на
Небесах (11).
Одна из женщин впоследствии перечитала
свои записи на занятиях и пришла в ужас
от того, что им внушали (в частности, что
если младенец погибает, то это значит он
сам «захотел уйти, надо
было дать ему уйти»),
и от того, что она всему верила (12).
В
Петербурге проводят уголовное
разбирательство дела о гибели 6
младенцев и тяжелой инвалидности 2
младенцев, рожденных в домашних
условиях (школа «Колыбелька»; 13). В
основном же отрицательная информация в
отношении исходов родов на дому
замалчивается (3). Следователи, ведущие
уголовное дело в Петербурге, упоминали,
что на занятиях в «Колыбельке»
применяют «зомбирующие психотехники»
(и показывали видеоролик).
В
газете «Выборг» разбираются причины «непотопляемости»
частных акушерок. Руководители школы
"Колыбелька", супруги Ермаковы, -
пишет автор статьи Е.Краштан, -
«развивали в своих подопечных
комплекс вины, затуманивая мозг всякими
"чакрами" и "подключениями к
Космосу". Елена Ермакова говорила
буквально следующее: "Если ребенок
рождается слабослышащим, значит, он не
хочет вас слышать. Если - слабовидящим,
он не хочет вас видеть. Если ребенок
рождается, покрытый коркой, он не хочет
жить". Любая мать, прошедшая "курс
молодого бойца" в условиях подобного
давления, расценивала неблагоприятное
течение родов, как собственное неумение,
нестарание и нежелание. Но самое опасное,
когда у будущей мамы проявлялся так
называемый "стокгольмский синдром".
Который, собственно, и позволял многим
недобросовестным акушеркам длительное
время избегать огласки о том, что они, не
имея никаких разрешений, на свой страх и
риск занимались подпольной практикой
родовспоможения. В том случае, если
женщина после неумело принятых родов
попадала на хирургический стол, она и
тогда молчала, как партизан. И даже
становясь калекой, потеряв ребенка,
женщины молчали, считая себя причиной
всех своих бед. Доказать факт того, что
женщину уговорили, соблазнили домашними
родами, бывает очень сложно» (14).
Сознательное поклонение …
природе и дельфинам
По
определению активистки движения за
альтернативные роды, Саргунас Т., «семейные
клубы и Родительские Центры
пропагандируют здоровый образ жизни,
естественные мягкие роды и раннее
развитие детей «в согласии с Природой
и Человеком» (15). Особое значение
придают поклонению дельфинам, которое в
некоторых эзотерических кругах
признано «поворотом к спасению
цивилизации» (16). Столь же языческие
установки и в родительской школе «Драгоценность»:
«СОЗНАТЕЛЬНОЕ
РОДИТЕЛЬСТВО. Человек имеет истинное
здоровье только тогда, когда он живет в
гармонии с природой. Если вы хотите
оздоровиться сами и вырастить духовно и
физически здоровых детей, вашими
помощниками и целителями станут солнце,
снег, вода, земля и то, что растет на ней».
Это «кредо» размещено на
главной странице сайта
школы (17).
В
материалах сайта школы «Драгоценность»
подчеркивается, что все курсы
подготовки к родам оказывают духовное
воздействие на занимающихся, независимо
от того, осознают они это или нет (18). При
этом считаются обязательными языческие
обряды и, в качестве патронажа за
новорожденными, бэби-йога (19). В
Интернете размещен материал с
фотографией Ю.Постновой, проводящей
бэби-йогу, и рассказом родившей матери
об уроках медитации в школе (9). О «необходимости»
бэби-йоги пишут в своей книге «Экология
младенчества» сотрудник «Драгоценности»,
М.Трунов, и его соавтор Л.Китаев (20),
поясняя, что бэби-йога проводится «на
пределе гибкости суставов» младенца и
дает «ярко выраженный психический
эффект» (в этой книге имеется
характерное приложение: «Астрологические
представления о роли перинатального
периода в судьбе человека»).
Даже
запечатленное на фотографиях
перекручивание бедного младенца в ходе
бэби-йоги невозможно смотреть без
содрогания (21). Иногда эту процедуру проводят сразу
после рождения, еще до первого кормления.
Кроме того, только что появившегося на
свет малыша окатывают ледяной водой. Вот
такой «мягкий», «теплый» прием (с
возможным приобщением некоему духу)
оказывают беззащитному новорожденному
борцы за «естественное рождение»!
Акушерство
«с душком» или «трансформация объекта»
Попробовать разобраться с терминами,
принятыми в альтернативном
родовспоможении, лучше всего путем
цитирования его адептов. По определению
Михаила Фомина, автора книги «Домашние
роды: здоровый малыш (практика духовного
акушерства)» (22), который с гордостью
представляет себя как экстрасенса и
йогина (23), "духовное акушерство" -
это «сопровождение живого объекта во
время происходящей с ним
биоэнергоинформационной трансформации.
При подобном подходе процесс родов
является лишь частным случаем в ряду
событий определенного свойства,
происходящих не только с человеком, но и
с целыми группами людей, а также
животными, предприятиями, различными
биологическими и небиологическими
системами» (24).
Следует
отметить, что понятия «родовой поток», «организовать
духовное пространство родов»,
используемые Ю.Постновой (25, 26),
полностью идентичны таковым
экстрасенса Михаила Фомина (22):
«Из
методик, наиболее популярных среди
альтернативных акушеров, можно назвать ребефинг,
или холотропное дыхание. Реже
используются хоровое пение,
художественное самовыражение (медитативная
живопись) и двигательное самовыражение (медитативные
танцы)….Специальная подготовка заключается
в освоении практических навыков взаимодействия
с родовым потоком. Каждый духовный
акушер это умеет, иначе он не смог бы
принимать роды. Поэтому для него задача
эта проста в исполнении. Говорят, что
мудрость не передается, я с этим
согласен, но практические навыки можно и
нужно перенимать. Никто, ни психолог, ни
обычная акушерка, ни даже очень
сильный экстрасенс, не сможет
передать то, чем не обладает. Именно
поэтому я настаиваю на том, чтобы все
сотрудники центров подготовки к
естественным родам были духовными
акушерами… Духовный акушер… должен
уметь принимать роды в любых условиях и
обстановке. Если больше никто не
участвует, он удерживает в необходимом
состоянии «пространство», помогает
женщине войти в родовой поток и
активно взаимодействовать с ним…».
Оккультное
объяснение термина "духовное акушерство" дает и некий А.В.Макаров.
Человек, якобы, состоит как матрешка из
разных тел, и всю свою жизнь рождается -
то в виде телесного, то в виде эфирного,
астрального, духовного и других тел, а
под конец «Плацентой» ему служит вся «Вселенная».
Поэтому, с точки зрения «духовных
акушеров» получается, что без них
прожить нельзя: они должны сопровождать
человека всю жизнь (27).
В «Дополнении» к статье А.В.Макарова
приводятся практические примеры такого
«акушерства» с инициацией, обретением «дара»
целительства и ясновидения, а также веры
в Себя. Один из этих примеров -
это, по сути, роды, превращенные в «экстрим-спорт»:
в море, ночью, с последующим согреванием
родильницы и новорожденного на берегу с
помощью разогретых на костре камней.
Родами руководит соратница Макарова –
Юлия Постнова. Макаров А.В. занимает одну
из руководящих должностей в Крымском
институте ноосферы, который значится в
списке тоталитарных сект
(28). Долгие
годы он сотрудничал с А.Ц.Гармаевым по
поводу применения разных психотехник
для изменения менталитета и сознания
в программе «эзотерического
экологического туризма» в Крыму (29). В этой же программе
участвовала и Ю.Постнова -
читала лекции и принимала экстрим-роды в
море (27, 30).
Заныривание
в бессмыслие
Начинала
свою практику Ю.Постнова под
руководством уже упоминавшейся Татьяны
Саргунас, «духовной» акушерки и пионера
альтернативных родов в России, а
в дальнейшем они вместе проводили
обучающие семинары по «духовному
акушерству» для профессионалов. Эта программа
была разработана Алексеем и Татьяной
Саргунасами (центр "АКВА")
совместно с Германом Карельским -
специалистом по холотропному дыханию и
шаманским практикам, имеющим посвящение
деструктивной секты рейки (31). Вдохновлялась
вся эта деятельность (15)
оккультными идеями И.Чарковского,
пытавшегося получить расу сверхлюдей
путем особых условий рождения (в воде), и
С.Грофа, автора
трансперсональной психологии (32).
Весьма
вероятно, что и осуществляемые ныне Ю.Постновой
и ее коллегами работа с голосом,
длительные задержки дыхания и «заныривание»
с достижением состояния безмыслия (33)
являются воплощением идей и практики С.Грофа
(подробнее об этом см.ниже). По оценке
иеромонаха Максима (Попова), «метод
холотропного дыхания, разработанный С.
Грофом взамен психоделической терапии,
является комплексной медитативной
техникой ярко выраженного оккультного
содержания» (34).
Очень
сходна с шаманскими опусами С.Грофа и
странная экзальтация в высказываниях Ю.Постновой
и в статьях на сайте ее школы (сознание
рождающегося ребенка -
это Вселенское сознание еще не земного
существа, роды -
это великая мистерия, битва со смертью,
смерть и возрождение, роженица умирает
как личность, боль говорит роженице: ты -
бессмысленное вращение частиц в
бездонном космосе и т.д.; 35).
Судя
по статьям Постновой Ю., она обучает
будущих мам настоящей магии:
«…
Важна роль голоса и в создании родовой
обстановки. Голос как бы дезинфицирует
пространство - освобождает от лишних
эмоций, посторонних интересов. "Разгоняет
злых сущностей" - как говорили в
народе. Он оживляет родовое
пространство, делает его сопереживающим,
наполненным; высвечивает для роженицы
маршруты ее родового пути. Голос
ограничивает и надежно защищает родовое
пространство. Лишние люди не входят в
него, а нужные - сразу же оказываются
вовлеченными и понимающими» (это «важное
поучение» автор повторяет в разных
своих статьях: 26, 36).
Для
преодоления «страхов, паники перед
ощущением приближающейся смерти»
Постнова Ю. проводит с беременными
особое упражнение в бассейне -
«притапливание» по Чарковскому:
«Упражнение
выполняется в паре, один партнер держит
другого за бедра и, выдохнув весь воздух,
погружается под воду и сидит там какое-то
время. Когда у него появляется
дискомфорт и ему хочется поскорее
вынырнуть, стоящий партнер придерживает
его сверху за плечи, продлевая его
пребывание под водой. Важно, чтобы
сидящий в воде партнер не выскакивал в
ужасе, но, преодолев панику, сумел
вынырнуть с улыбкой на лице. Эффект
упражнения в том, что в какой-то момент
человек понимает, что его тело может
гораздо больше, чем кажется, а его страх (страх
смерти!) был безоснователен» (33).
Считается,
что после «заныривания», «проныривания»
и «притапливания» человек начинает
доверять себе и любить себя и весь мир. А
может быть после таких испытаний «на
границе человеческих возможностей»
бедная беременная и ее муж, кроме того,
потеряют остатки критического
восприятия и безмыслие станет их
хроническим состоянием?
Ступени
оглупления
Для
беременных в школе Драгоценность
предлагаются разные варианты занятий с
разной «степенью погружения» (37). Видимо,
на какой-то «глубине» любовь к «Природе»
и «доверие Себе» переходят в «натуризм»
(«нудизм»), который, по разным
свидетельствам, приверженцы школы
практикуют в летнем лагере под Анапой (38,
39, 40). Самых «погруженных» беременных,
надо полагать, учат и самой оккультной
помощи себе в родах. Об этом можно судить
по записям «мамы-выпускницы»,
помещенным в интернете:
«Визуализация
раскрытия. Погрузиться во внутреннее
созерцание, представлять
распускающийся цветок,
раскручивающиеся спирали галактик и т.д.
Уйти внутрь этого раскрытия,
почувствовать то же, что сейчас ощущает
малыш, мысленно помогать ему проходить
по каналу. Тёмный тоннель, свет в конце
тоннеля. Идти на свет. … Пение. Мантры, Ом
или просто М-м-м, А-а-а, что лучше
снимает боль. Пение создаёт особое
состояние роженицы и образует
защитное поле вокруг неё. … Схватки по
50 секунд через 2 минуты - нужно смотреть
раскрытие шейки матки (мужа учат
смотреть на занятиях). … Сейчас любой
эмоциональный сдвиг может зажать
женщину, нужно быть максимально
тактичными с ней и ей с самой собой. Открываются
ВСЕ чакры»
(Из записной книжки с занятий
Родительской Школы "Драгоценность";
19).
Таким
образом, женщина во время родов под
руководством «духовной» акушерки
подвергает себя и рождающегося младенца
влиянию опаснейших сил духовного,
психического мира.
В
большинстве родительских центров, в том
числе и в школе «Драгоценность»,
рекомендуют читать книгу "Духовное акушерство" Айны Мэй Гаскин. Получить
представление об антихристианской
направленности этой книги можно по
следующим выдержкам:
«Когда
ребенок рождается, целая Вселенная
должна свернуться и образовать комнату.
Другое бытие, обладающее свободой воли и
поэтому способное стать Богом, родилось.
Каждое рождение в точности похоже на
рождение Иисуса. Дитя-Христос рождается
каждый раз, когда рождается ребенок, и
каждый ребенок - живой Будда. Некоторые
из нас остаются живыми Буддами только
момент, потому что никто не верит в это.
…
…
Если вы имеете некоторое число людей при
высокоэнергетической ситуации, как
наблюдателей, не исполняющих никаких
функций или полезных действий, вы
увеличиваете шансы того, что кто-нибудь
попадет в фокус энергии и сделает что-нибудь
глупое или неосознанное,
безответственное или же опасное прямо в
тот момент, когда все нужно делать
наилучшим образом. Вот почему мы имеем
закон, согласно которому при родах
присутствую только родители ребенка и
акушеры, и это правило соблюдается почти
без исключений. …
…Говорят:
"Не хлебом единым сыт человек".
Ребенок, которого кормят грудью в первые
месяцы своей жизни, получает ее (так
в оригинале – авт.) не только с
молоком, но также в виде чисто энергии,
которая идет к нему в форме вибраций,
можете называть их сексуальными, если
вам нравится. Эти сексуальные вибрации -
проявление Святого Духа» (41).
В
оккультных изысках школы «Драгоценность»
и книги Айны Гаскин есть один общий
ключевой момент, который может
объяснить принципиальность выбора
места родов вне больничных стен. Это -
вера «духовных» акушерок в то, что для
благополучного протекания родов якобы
важны «энергетические потоки», «чакры»
и пр., которые в роддомах могут быть
нарушены «ненужными» людьми -
врачами.
Психотренинг вместо Божиих
заповедей?
В
последнее время все большую
популярность приобретают телесно-ориентированные
психотехники, в том числе и так
называемый розен-метод. Суть его
определяют вполне эзотерически -
как биоэнерготерапию
(42) или медленную, "иньскую" технику
работы с собой (43). Привлекает этот метод
в основном тех, кто стремится к
личному успеху и любит заниматься собой.
В школе «Драгоценность» розен-терапевтом
является сама директор Постнова Ю.
Согласно
описаниям приверженцев розен-терапии,
она настраивает человека на то, что
«внутреннюю правду своей жизни» он
должен обрести «через прикосновение к
телу».
Считается, что «существенный
личностный рост невозможен без
раскрепощения тела, без ослабления
жесткости мышечного панциря, без
овладения своим телом. Через
раскрепощение тела человек обретает
свободу от мышечного напряжения и
обретает свободу циркуляции жизненной
энергии». Проводя по телу клиента
рукой, розен-терапевт
якобы буквально «щупает человеческое
бессознательное», а освобождая
«мышечные зажимы» -
«восстанавливает свободное
протекание энергии» через его тело (44).
Особо внушаемые люди, которые как раз и
идут на такие процедуры, «чувствуют» на
сеансах, как у них «расширяется сфера
самосознания, формируется более
эмоционально благоприятное отношение к
себе» и даже «происходит личностный
рост»
(45).
Этот
метод «исцеления» рукой, хотя и
преподносится как современная
психотехника, по
сути совпадает с ритуалом викки (ведьмовства),
практикуемым цыганками Франции и
Британских островов (46).
В
рамках психотренинга в школе «Драгоценность»
предлагается и другое модное
направление психологии -
так называемый «Генетический транс».
Проводит такое занятие Евгения
Ломоносова, психолог, соционик (соционика
– это наукообразный вариант
эзотерической деятельности; 47). «Генетический
транс» или, иначе, «психогенетика»,
утверждает, что виновниками грехов
человека являются его предки, от которых
он их якобы унаследовал (48). Ломоносова Е.
обещает родителям, что на ее тренингах
будет очень интересно: «много
упражнений, раздаточного материала,
домашней практики (заданий) и творческой
атмосферы» (49). Предполагается, по-видимому,
что у будущих пап и мам, когда они
научатся «творчески» копаться в
недостатках и выискивать пороки у своих
родителей и уже отошедших предков,
произойдет «личностный рост». А для
изменения в лучшую сторону «судьбы»
нужно, оказывается, применять наконец-то
разработанную психогенетиками
технологию коррекции. Вместо исполнения
заповеди «Чти отца твоего и матерь твою,
да благо тебе будет и долголетен будешь
на земле».
Мифы
о «травме рождения»
Одним
из аргументов движения за домашние роды
является идея ученика З.Фрейда, Отто
Ранка, о так называемой «травме рождения».
Согласно этой идее, «основной
потребностью субъекта является его
возвращение в эмбриональное состояние,
в котором обнаруживается его единение с
природой, но эта потребность
подавляется из-за воспоминания о травме
рождения. Преодоление травмы рождения
должно осуществляться в рамках
профессиональной психотерапии» (50).
Многие психологи-специалисты считают «травму
рождения» и ее устранение фантазией и
провалом О.Ранка (51, 52).
Несмотря
на свою надуманность и языческий
характер, эта идея не осталась
безвестной. Ее последователь, психиатр С.Гроф,
пытался избавлять своих пациентов от «травмы
рождения» с помощью психоделического
препарата ЛСД, и при этом описывал самые
невероятные их видения и галлюцинации. С.Гроф
был в числе тех, кто положил начало
широкому распространению наркотиков в
США, а после запрета ЛСД он изобрел его
заменитель -
«холотропное дыхание», и с тех пор по сей
день занимается активной его
пропагандой. Появилось огромное число «психонавтов»,
которые увлекаются путешествиями в
абсурдные миры собственных
галлюцинаций (53, 54).
Среди
таких галлюцинаций Гроф произвольно
выделил четыре обобщенные группы и
связал их со стадиями процесса рождения
человека, предположив, что на этих
стадиях якобы закладываются некие
матрицы сознания, которые он назвал
наукообразно «базовые перинатальные
матрицы» (БПМ). Теория Грофа о матрицах
является псевдонаучной, так как
связывает одну неясность (галлюцинации)
с другой (ощущения рождающегося
младенца), причем способ, которым одно
связывается с другим, тоже не ясен (55). Те
переживания человека, находящегося в
состоянии транса, которые никоим
образом не могли быть увязаны
с опытом
личности, пускай даже пренатальным
и перинатальным,
Гроф интерпретировал как
трансперсональные, то есть выходящие за
пределы личности (53).
Следует
подчеркнуть, что, согласно сообщению
психолога Юрия Молчанова, «в США
Ассоциация трансперсональной
психологии существует независимо от
Американской психологической
ассоциации, более того – просто не
признана ею в качестве научной
структуры, как и сама трансперсональная
психология – в качестве науки» (56). Сам
же Гроф сделал вывод из своих «изысканий»,
который вполне им соответствует по
своей нелепости, а именно, что «людьми
управляют матрицы» (57). Ясно, что
христианин не может всерьез
воспринимать и тем более опираться на
опусы С.Грофа.
«Травма
рождения» повышает рейтинг
псевдоцелителей
Псевдоцелители
всех времен и народов используют
приблизительно одинаковую технику:
вначале создают (или усиливают) ощущение
кризиса или пугают человека “шлаками”,
“сглазом-порчей”, “травмой рождения”
и т.д., а затем предлагают средство
избавления от этих “проблем” (56, часть II).
Некритично мыслящим родителям внушают,
что в случае «травмы рождения» нужно
пережить ее заново в сеансе
холотропного дыхания (в состоянии
транса), и это якобы приведет к коренному
улучшению их духовного состояния,
причем – без всяких усилий с их стороны.
В школе «Драгоценность» также
проводится убеждение будущих пап и мам (см.статью
Постновой Ю., 33), что якобы «собственный
опыт рождения женщины может оказать
существенное влияние на течение родов»,
и поэтому необходима «работа с
программами рождения и замена
негативных программ на позитивные» -
путем
длительной задержки дыхания под водой.
Некоторыми
психологами (Молчановым Ю. и Степановым
С.) было замечено, что сеансы «проигрывания
своего рождения» аналогичны четырем
этапам любого обряда инициации -
как шаманского, так и неомистического (53,
56).
Нашей
Церковью Ассоциация свободного дыхания
включена в перечень «Наиболее
известные деструктивные тоталитарные
секты и группы, обладающие значительным
числом признаков таковых, действующие в
Российской Федерации» (58).
У
нас же в стране метод холотропного
дыхания не находится под запретом;
рекомендуется он в ряде школ и
беременным (61, 62). Представление о том,
что все жизненные проблемы и дискомфорт
у человека вызваны «травмой рождения» и
тем, что он родился «неправильно», -
любимый «конек» у частных акушерок и
работающих с ними психологов. И способ
повысить свою востребованность.
На
занятиях по психотренингу в «Драгоценности»
существенное внимание уделяется также
теме БПМ (49), пропагандируемой С.Грофом
(32). Проводит занятия Евгения Ломоносова,
последовательница С.Грофа, занимающаяся,
как и он, трансперсональным уровнем
сознания. Е.Ломоносова разработала «метод
разархивации психо-энергетической
памяти» (63), с помощью которого человек
не погружается в глубокий транс по
методике Грофа, а лишь переходит в
пограничное сост
|