Четверг, 28.03.2024, 12:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Православный взгляд на вопросы здоровья и лечения. » О гомеопатии

Современный православный взгляд

Гомеопатия

Вопрос о гомеопатии до последнего времени в православной среде решался положительно. В 1994 году в Греции гомеопатия была осуждена греческими богословами, поскольку люди, занимающиеся гомеопатией, использовали в своих работах оккультные практики. В России многие святые отцы благословляли занятие гомеопатией. Среди них архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. Амвросий Оптинский, св. Игнатий Брянчанинов и др.

Было отмечено, что врач-гомеопат не должен выходить за очерченный круг: не допускать вмешательство в духовную жизнь пациента, не применять в практике западных философских систем.

Гомеопатия сохранилась в нашей стране благодаря церкви, очень широко использовалась священниками до революции. Многие святые отцы благословляли методы гомеопатии. Святой Иоанн Кронштадский, святой Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский и другие отцы положительно высказывались о гомеопатии и благословляли использовать ее методы, которые существовали на тот момент. 

Положительную сторону в методе гомеопатии отмечал и старец Иоанн Крестьянкин, один из нынешних подвижников благочестия. 

Однако к некоторым гомеопатическим препаратам православие относится отрицательно. Пользоваться препаратами фирм, которые стоят на позициях антропософской или аюрведической медицины, нельзя, так как человек, православный христианин, принимая такие препараты, будет тем самым вкладывать средства в фирмы, которые враждебны православному христианству. Употребление таких препаратов, как "Нозод", который широко используется антропософскими гомеопатическими фирмами, например, такими, как "Хель", весьма греховно для человека. 

Употребление православным христианином препаратов, в которые входят сифилитические ткани, гонорейные ткани, ткани эмбриона, кровь менструальных выделений женщины и так далее просто неприемлемо и противоречит основам православной вероучительной истины и всем церковным канонам. Препараты таких фирм принимать категорически нельзя.

Кому не известно, что химиотерапевтические препараты, способствуя выздоровлению поврежденного органа человеческого тела, могут нанести удар по здоровым органам. В медицине это именуется побочным эффектом, простой же народ в таких случаях говорит: "Одно лечит, другое калечит".

Некоторые из этих препаратов обладают столь выраженными побочными эффектами, что аллопатию можно уподобить обоюдоострому мечу. Однако при этом, к сожалению, мало кто из аллопатов сообщает пациентам о таком направлении в медицине, для которой проблема побочного эффекта неактуальна. Думается, что молчание это не в последнюю очередь обусловлено отсутствием широкой медицинской просвещенности населения.

Речь идет о феноменальном и поистине чудесном явлении в медицине, которое именуется гомеопатия. Название это известно почти всякому грамотному человеку, но лишь немногим из нас хотя бы в общих чертах известны история её возникновения и принципы действия. Весьма прискорбно, что некоторые нечистоплотные люди в собственных корыстных целях спекулируют на этой неосведомленности, распространяя о гомеопатии различные кривотолки, подрывающие ее авторитет.

Название «гомеопатия» происходит от двух греческих слов, которые означают «подобный» и «болезнь», т.е. подобная болезнь. Дело в том, что врач-гомеопат предлагает пациенту ничтожно малую дозу такого вещества, которое в больших дозах вызывает патологические явления, подобные симптоматике наблюдаемой болезни. Вот только несколько примеров. Репчатый лук как продукт питания вызывает жжение слизистой, слезотечение и чихание, а в виде гомеопатического препарата (цепа) помогает при простудных заболеваниях. Мышьяк, провоцирующий понос, в гомеопатии (арсеник), напротив, останавливает поносы различной природы. Йод, раздражающий дыхательные пути, в малых дозах (йодум) благотворно действует при бронхитах. Сера, при длительном воздействии на кожу приводящая к дерматиту, в гомеопатическом применении (сульфур), наоборот, излечивает различные кожные заболевания.

Данный основополагающий принцип гомеопатии, именуемый «подобное лечится подобным», был подмечен еще в древности Гиппократом, Галеном, Парацельсом, Авиценной и некоторыми иными европейскими и арабскими учеными [5, с. 12].

Однако честь разработки гомеопатической терапии принадлежит немецкому врачу профессору Лейпцигского университета Христиану Фридриху Самюэлю Ганеманну, всю свою жизнь возложившему на алтарь медицинской науки. Он родился 10 апреля 1755 года в саксонском городе Мейсене на Эльбе в семье обедневшего в семилетнюю войну художника местной фарфоровой мануфактуры и получавшего скудное жалование. Это обстоятельство подвигло Христиана совмещать учение с трудами переводчика. Наделенный свыше высоким интеллектом и прилежанием, он овладел греческим, латинским, еврейским, арабским, английским и французским языками. Благодаря переводческой деятельности Ганеманн проштудировал многие зарубежные трактаты по медицине, фармакологии и химии. Поступив в Лейпцигский университет в 1775 году, Ганеманн уже в 1779 году получил степень доктора наук за диссертацию о причине и лечении судорожных больных. К 1789 г. он пользовался репутацией одного из лучших ученых-врачей Германии.

Впоследствии, будучи преподавателем Лейпцигского университета, Самюэль Ганеманн испытывал на себе и своих студентах-добровольцах различные вещества, как-то: ртуть, дигиталис, стрихнин, мышьяк. В этой связи Ганеманн писал: «Чтобы безошибочно выявить чистое действие лекарства на человека, нет более верного и более точного средства, как испытание их, каждое отдельно и в умеренных дозах, на здоровых людях, и отметить симптомы, изменения и проявления, являющиеся результатом их первичного действия, т.е. те болезненные явления, которые эти вещества могут вызывать». Начало этим изысканиям было положено в 1790г., когда Самюэль Ганеманн предпринял знаменитый эксперимент с хиной (Перуанская кора), принимая ее по 4 драхмы дважды в день. Результат исследования оказался парадоксально-удивительным: Перуанская кора, вызывавшая параксизм озноба и жар, излечила параксизм озноба и жара.

Свой самоотверженный труд по изучению свойств лекарственных веществ профессор медицины предпринимал в течение почти 50 лет до 1839г. Так формировался фундамент гомеопатии как регулирующей терапии, цель которой воздействие на процессы саморегуляции с помощью лекарств, подобранных строго индивидуально с учетом реакции больного.

Замечательным плодом колоссальной научной деятельности Самюэля Ганеманна явились составленные им в течение 20-ти лет шесть томов «Чистого лекарствоведения», в которых он с немецкой педантичностью описывает лечебные свойства около сотни испытанных им веществ. Этот шеститомник считается кодексом гомеопатического лекарствоведения. В 1810г. Самюэль Ганеманн выпустил в свет «Органон врачебного искусства», в котором изложил свое научное мироощущение и основополагающие идеи гомеопатической терапии. Издание настоящего труда считается рождением новой отрасли медицинской мысли, так что мы находимся в преддверии того времени, когда весь гомеопатический мир будет отмечать двухсотлетие издания «Органона». Накопив огромные экспериментальные сведения, назначая пациентам лекарства по принципу подобия, светило европейской науки писал своим последователям: «Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелять».

Вторым основополагающим принципом рассматриваемой науки является завет древнегреческого врача Гиппократа: «Лечи больного, а не его болезнь». Таким образом, гомеопатия - это строго индивидуальное и комплексное лечение, учитывающее одновременно все патологические ощущения данного больного. Для врача-гомеопата всякий пациент – это отдельная история и особый случай: больному предлагается группа лекарственных препаратов, которая соответствует только его букету хворей. В этом смысле гомеопатию можно уподобить шахматной игре, обладающей великим множеством возможных комбинаций.

Гомеопатические препараты выпускаются в виде крупинок, жидкости и порошка, изготовляемых из натурального сырья: растений, животных и минералов. Крупинки производятся из молочного сахара и потому обладают весьма приятным вкусом. Всякая из них несет в себе каплю лекарственного раствора, вобравшего в себя целебные свойства соответствующего природного компонента. Эти препараты изготовляются в специальных промышленных фармацевтических лабораториях. Комплекс таких наукоемких предприятий действует при ведущей в России гомеопатической аптеке № 7 на Шоссе энтузиастов.

Одним из добрых вестников о новом методе лечения был Карл Берхард Триниус, племянник основателя гомеотерапии – Ганеманна. В 1809г. он приехал в Россию в качестве домашнего врача герцогини Вюртембергской. Будучи ботаником, он получил известность как автор трактата о систематике и морфологии лекарственных растений, произраставших в окрестностях обеих столиц Российской империи, и стал впоследствии академиком Петербурской академии наук. В 1824 г. он был произведен в лейб-медики царского семейства, став в России первым врачом, провозгласившим себя открыто гомеопатом. Данное обстоятельство, а также тот факт, что Триниус преподавал естественную историю наследнику престола, будущему государю Александру II , сыграли в судьбе гомеопатии особую роль: он ревностно пропагандировал новый терапевтический метод среди представителей царствующей династии и их вельмож. Благодаря этому члены августейшей фамилии благосклонно отнеслись к гомеотерапии и стали ей покровительствовать.

В правление Николая I , который никогда не отправлялся в путь без ганемановских лекарств, в Петербурге и Москве открылись первые гомеопатические аптеки, деятельность которых регламентировалась указом от 26 сентября 1833 г. Данный указ является важной вехой в истории русской гомеопатии, которая в текущем году празднует 170-ю годовщину своего официального признания.

Первоначально отечественная гомеопатия выступала как домашняя медицина. Многие состоятельные люди выписывали для себя из-за границы врачей-гомеопатов. В этот период появляются первые русские переводы иностранных трактатов по данному вопросу. К концу XIX века в Российской империи было опубликовано более 50 трудов по гомеопатии, выпускалось нескольких специализированных журналов.

В царствование российских государей Александра II и Александра III интерес к терапии по принципу подобия резко возрос и число гомеопатических аптек значительно увеличилось. Во многих городах империи – Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Перми – появились гомеопатические общества, популяризировавшие новый метод и оказывавшие помощь страждущему люду. В 1898 г. Санкт-Петербургским Обществом последователей гомеопатии была открыта гомеопатическая больница в память в Бозе почившего императора Александра II . В 1892 г. на Невском проспекте северной столицы состоялось торжественное открытие гомеопатической лечебницы и аптеки, при освящении которой величайший пастырь русской земли святой Иоанн Кронштадтский произнес слово, ставшее благословением для всех врачей-гомеопатов: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным…» [ 3, с. 51 ]. Из воспоминаний Екатерины Духониной, духовной дочери святого пастыря узнаем, что праведник благословлял ее лечиться гомеопатией [7, с. 45].

Во многом отечественная гомеопатия обязана своей популярностью Русской Православной Церкви. Ее одобряли такие светочи России, как святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), священномученик Серафим (Чичагов) и преподобный Серафим Вырицкий. В житии святителя Игнатия обретаем удивительное свидетельство: «С 9-ти часов принимался за дела или выходил к литургии или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя» [6, с. 67]. В середине 80-х годов Святейший Синод ввел в учебные программы духовных семинарий изучение гомеопатии [2, с. 7]. Справочники по ней рассылались храмам в качестве бесплатного приложения к церковной периодике [4].

Благодаря абсолютной безопасности ганемановской терапии сельское духовенство широко использовало ее в лечении своей паствы. Из сообщений Алтайской духовной миссии известно, что православные миссионеры удивляли гомеопатическим врачеванием даже языческих лам, гордящихся своим лечебным искусством. Архиепископ иркутский Парфений (Попов) благословлял своих клириков использовать прославленный метод, являющийся чудом Божественного человеколюбия. В жизнеописании оптинского старца Иосифа читаем: «Это было в феврале 1909 года, когда Батюшку постигла третья опасная болезнь, настолько серьезная и мучительная, что выписан был из Москвы доктор. И на этот раз московский доктор удивлялся хорошему состоянию Батюшкиного сердца в такие преклонные лета. Батюшка мне после сам говорил, что это от того, что он смолоду никогда не пил вина и не принимал никаких лекарств, кроме гомеопатии» [ I , с. 215]. Неоценимый вклад в развитие русской терапии по принципу подобия внес основатель киевской гомеопатической школы Демьян Попов, бывший лечащим врачом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). В наши дни в Санкт-Петербурге организована церковная благотворительная лечебница блаженной Ксении, в которой используется колоссальный опыт, накопленный отечественной гомеопатией. В сердце русского православия –Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – уже несколько лет действует центр врачей-гомеопатов. Один из духоносных старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Свято-Успенского Печерского монастыря, благословляет своих духовных чад лечить и врачеваться гомеопатией [8, с. 17]. Известно, что духовный сын преподобного Серафима Вырицкого, прославленного на юбилейном соборе Русской Православной Церкви 2000 года, профессор медицины С.С. Фаворский был замечательным практикующим врачом-гомеопатом [9, с. 117]. Такую же медицинскую специализацию имел и знаменитый регент Богоявленского собора в Елохове Виктор Степанович Комаров, сподвижник Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия (Симанского).

Глубокая благодарность сотен тысяч людей, спасенных гомеопатией от тяжких недугов, увековечилась в изваянии статуи Самюэля Ганеманна, воздвигнутой на лучшем месте Лейпцига. Это памятник не только основоположнику чудотворной терапии, но и достойным его последователям, хранящим в своем сердце Ганеманновские заветы: «Высочайшим идеалом лечения является быстрое, мягкое, стойкое восстановление здоровья или полное устранение и истребление болезни кратчайшим, надежным, безвредным путем на рациональной основе».

Из всего вышеизложенного следует вывод: самолечение гомеопатией возможно только в том случае, если человек, решившийся сам себе прописывать гомеопатические препараты, достаточно детально изучил свойства этих препаратов и их происхождение. Гомеопатия - наука достаточно сложная, и поэтому, пользуясь только книгами типа "Гомеопатия для всех", может быть, и можно получить облегчение недуга, но кто поручится, что при этом Вы не навредите своей душе? Поэтому, если у Вас нет возможности изучить свойства всех гомеопатических препаратов, лучше обратиться к православному врачу-гомеопату.

Литература

1. Житие иеросхимонаха Иосифа. – Изд. Введенской Оптинской пустыни, 1993.

2. Куличенко Е.Н. В советах практикующего врача. – Тюмень, 2001.

3. Рыбакова С.Н. Гомеопатия в России. Журнал «Русский дом», № 2, 2003.

4. «Церковные ведомости». – СПб, 1890.

5. Гранникова Т.И. Краткий курс по гомеопатии. – Ленинград, 1991.

6. Творения святителя Игнатия. т. I . – Сретенский монастырь, 1996.

7. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский. – М., 1998.

8. Архимандрит Иоанн /Крестьянкин/. Письма. Вып. 2-й, 2002.

9. Филимонов В.П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. Русская Голгофа. – СПб, изд. «Сатис», 1999.

10. Михаил Ефимов, Кандидат богословских наук. "Взгляд неврача на гомеопатию и историю её распространения в России" (http://www.norna.ru/DIR00/5598.htm)

11. Приморский Благовест №6

12. Благословение на лечение. Беседа с о.Сергием Филимоновым. (http://nastavlenia.narod.ru/nastavlenia/blag/index.htm)


Категория: О гомеопатии | Добавил: Юлианна (14.08.2009)
Просмотров: 8591 | Рейтинг: 4.1/7 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
О гомеопатии [2]
Статьи, подтверждающие возможность лечения гомеопатией для православного человека.
Естественные роды, духовное акушерство и Православие. [3]
Естественный образ жизни наших детей начинается с естественных родов. Что это такое и как сочетается с нашей верой?
Здоровье ребёнка [1]
Статьи о здоровье детей.
Здоровье родителей. [0]
О здоровье и здоровом образе жизни для взрослых.
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Сибирская Благозвонница - православное издательство
  • Сайт многодетной семьи Небусовых-Проплётиных
  • Православной умелице - вышивка крестом
  • Родовое дерево семьи Волковых
  • Страничка многодетной семьи Виноградовых
  • Наш любимый православный телеканал "Радость моя"!
  • Наш любимый православный телеканал "Союз"!
  • Многодетия - сайт православных многодетных семей Крыма
  • Общение православных родителей
  • Сайт храма свт. Василия Великого на горке, город Псков
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    4. Плохо
    5. Ужасно
    Всего ответов: 9
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0